Стиль основан продюсерами Ed Rush, Optical, Matrix и Ryme Tyme[1][2] в 1997—1998 годах в Лондоне. Он развивался под влиянием многочисленных музыкальных жанров — техно, электро, хауса, джаза. Их влияние ощущалось в использовании стройных логичных и ритмичных построений из резких звуков (stabs) в басовой линии, которые в свою очередь поддерживались высокотехничными барабанными петлями с инверсивными элементами на подложке. При этом основным влиянием всегда был классический фанк, причем его наиболее тёмные и тяжелые психоделические формы. Прототип нейрофанка на ранней стадии можно услышать в миксе Ed Rush & Optical на BBC Radio 1 за 1998 год. Это был наиболее творческий период у первой волны продюсеров, определивший характерный для стиля звук.
В 1999 и 2000 годах балом правил шотландский проект Konflict из Глазго. Они придали звуку и структуре стиля более жёсткую и еще более темную форму с сильнейшим влиянием техно на первом плане. Главный вклад Konflict в развитие жанра состоит в том, что они заложили новые стандарты для последующих поколений продюсеров XXI века.
Optical зародил основы жанра своим треком «To Shape the Future» (Metalheadz Records/1997). После Konflict, в 2002 году такие продюсеры как Sinthetix, Cause 4 Concern, Silent Witness, Break взяли за основу их наработки и сконцентрировались на более холодном и точном программировании барабанов, более тяжелых басовых линиях и более «жирных» и отточенных миксдаунах.
С развитием студийной аппаратуры и мастерством продюсеров стиль эволюционировал семимильными шагами. Период с 2003 по 2006 год характеризуется как самый технологически «продвинутый». Знаковые продюсеры времени — Rob F (ex-Sinthetix), Fierce, Optiv, Corrupt Souls, Mindscape, Noisia, Phace, The Upbeats, Misanthrop, Desimal, Mayhem, Codex и другие. Также интересен своим необычным саундом Gridlok, несмотря на использование в треках духовых сэмплов джазовых оркестров эры бигбэнда, ему удалось сохранить характерный для старого нейрофанка минимализм. [править] Современное развитие и влияние на другие жанры
Современный нейрофанк по прежнему является сложнейшим для создания стилем танцевальной электронной музыки. За более чем десятилетие существования он преобразовался из музыки с небыстрым (по стравнению с современной сценой) ритмом и глубокими несложными пилообразными басами в острый микс из часто меняющегося острого и глубокого баса и резких, подчас неприятных на слух, звуков. Ритм при этом значительно ускорился, и в среднем составляет 170 ударов в минуту. Тем не менее, развилось и другое направление, отличитейльной чертой которого являются глубокие (т.н. «диповые») басовые линии (примеры треков подобного направления можно найти на лейбле Invisible, принадлежащего Noisia).
В последнее время начали появляться дабстеп треки с тяжёлым и явно нейрофанковым звучанием, ритм при этом обычно медленнее среднестатистического в мейнстримовом дабстепе и много медленнее нейрофанкового. Часто их применяют для того, чтобы люди на танцполе немного отдохнули или как удачный способ разнообразить сет. Пример: релиз SOTE001 (лейбл Shadow of the Empire), состоящий из треков «Black Sun Empire — Hyper Sun» и «Black Sun Empire — Cold Crysis».
Также часто можно встретить отголоски пилообразных басов и в таком мягком и мелодичном направлении драм-н-бейса, как атмосферик. При этом треки на слух совсем нетяжёлые и предназначены скорее не для танцпола, а для спокойного прослушивания в клубе или кафе с хорошей аудиоаппаратурой. [править] Нейрофанк в России
В нашей стране до 2007 года нейрофанк особенно не выделялся среди прочих по количеству поклонников, но благодаря Евгению Бесману (псевдоним DJ Bes) и его серии подкастов Neuropunk (до 15 части назывались Neuropunk.Ru)[3], посвящённой исключительно работам нейрофанк-продюсеров с территории бывшего СССР, популярность стиля резко возросла. Западные подкасты более чем на четверть заполнились треками из России, значимость и влияние российской сцены возросли, что говорит о общем качестве треков и мастерстве исполнения — они вышли на новый уровень, близкий к европейскому. Владелец подкастов — лейбл TAMP3CORDS — регулярно проводит вечеринки «Neuropunk Sessions» по всей территории России и фестивали «Neuropunk Festival» в Москве, где собираются «главные» лица подкастов: Bes, Engage, Receptor, nPhonix, Utopia, Paperclip, DaVIP, Encode и многие другие. Однако в подкастах играется не только нейрофанк, но и другие, как правило, смежные направления, на которые так или иначе повлияла нейрофанк-сцена: техноид, текстеп, даркстеп, атмосферик... [править] Значимые подкасты и миксы
Как и всю танцевальную музыку, нейрофанк обычно не слушают отдельными треками, так как музыка структурно предназначена для использования в миксах. Далее приведён список значимых серий подкастов и качественных миксов:
Подкасты:
* Lifted Music Podcasts (mixed by Spor & Chris Renegade, лейбл Lifted Music) * Black Sun Empire Podcasts (mixed by Black Sun Empire, лейбл BSE Recordings) * Neuropunk Podcasts (mixed by Bes, лейбл TAMP3CORDS)
Миксы:
* Technoid Community — Neurophunked (серия) * Engage — Brainfunk Mix (серия) * Noisia — Invisible Studio Mix (Jan 2010)
Миксы-релизы:
* RESIDENTCD08 — Resident Magazine Promo Mix Vol. 8 (mixed by Black Sun Empire) * FABRIC80 — Fabriclive 40 (mixed by Noisia) * RESIDENTCD10 — Lifted Music Label Mix (mixed by Chris Renegade & Spor) * MV234 — Neuropunk.ru. Part 1, 2 (mixed by Bes)